3D-печать стремительно развивается и, конечно, в настоящее время она охватила не только индустрию моды, но и другие сферы. И если 3D-печатная одежда пока еще не слишком удобна, чтобы ее носить, обувь, выполненная высокотехнологичным способом, скоро может стать реальностью. Уже сейчас это вполне реально, как и букмекерская контора на андроид, но еще не достигло широкого распространения, как альтернатива традиционно изготовленной обуви.
3D-печатная обувь начала появляться еще в 2010 году, когда молодые дизайнеры принялись воплощать в жизнь высокие технологии. Одна из таких пар обуви была разработана для Melonia модельером Наим Джозеф (Naim Josefi) и промышленным дизайнером Сузан Юссуф (Souzan Youssouf). Они напечатали обувь из порошка нейлона на 3D-принтере в непрерывном цикле. Такая пара обуви может повторно предоставить материал для новой пары, когда это необходимо, весь процесс воплощается в концепцию «без потерь».
В 2011 году эта обувь была номинирована на престижную премию Brit Insurance Design Award — своеобразный Оскар в мире дизайна. Эта престижная награда присуждается наиболее дальновидным и инновационным проектам из разных стран мира. Позже 3D-печатную обувь представили и другие дизайнеры, которые уже показали более сложные детали, невероятные формы и чудовищные каблуки.
Дальновидные и амбициозные идеи в мире моды стало легче реализовать с помощью этого высокотехнологичного подхода, хотя практичность конструкций все еще может быть проблемной. Так, например, экзоскелет обуви, разработанный английским модельером Яниной Эллейн (Janina Alleyne), выглядит невероятным и поэтому кажется совершенно не пригодным к носке. Когда дело доходит до износостойкости, некоторые дизайнеры предпочитают совмещать традиционные методы изготовления обуви с 3D-печатью. Это позволяет им использовать в своих изделиях все самое лучшее из двух подходов.
Так, например, знаменитый спортивный бренд Nike уже вовсю использует 3D-печать для производства своей обуви, предназначенной для игры в футбол. Они используют металлические 3D-технологии печати для создания прототипов специальных пластин и системы тяги для новой обуви. Дизайнер Виктория Спрюс (Victoria Spruce) также использует для производства своей обуви, как 3D-печать, так и традиционные обувные технологии, что вызывает большой интерес к ее произведениям, как и все необычное. Сочетание этих двух подходов использует также Кэрри Луфт (Kerrie Luft) — молодой британский дизайнер, которая выиграла престижную награду Fashion Fringe Accessories за использование новейших технологий в проектировании обуви. Ее работы сочетает в себе классические формы обуви со сложными печатными каблуками.
Хотя 3D-печатная обувь еще не настолько хороша, чтобы конкурировать с традиционно сделанной обувью, но желающие уже могут приобрести себе пару туфель на структурированных платформах или даже туфель-лодочек из непрерывного печатного цикла стоимостью в 900$. 3D-печатная обувь доступна в черном, красном и даже модном металлическом цветах. Она также расшита цветами и другими элементами декора. Разумеется, растущие технологии приносят большие возможности для снижения себестоимости продукции, а также минимизации отходов.