Существует немало фильтров, которые позволяют понижать резкость изображения, о наиболее интересных из которых мы сейчас поговорим. Возможности фильтров размытия не ограничиваются понижением резкости изображения целиком. Как известно, снижение резкости некоторых частей изображения — это естественное явление, вытекающее из особенностей работы оптики фотоаппарата. Поэтому фильтры размытия способны так же помочь сделать изображение выразительнее и добиться некоторых интересных эффектов.
n
Уменьшая резкость, масштаб изображения лучше всего установить на 100% — для того, чтобы вы могли как можно более объективно оценивать изменения. Среди фильтров размытия, которые можно найти в меню Фильтр Размытие, есть и фильтры, достаточно простые в настройке, и более сложные инструменты.
n
Так, достаточно часто используется инструмент Фильтр Размытие Размытие по Гауссу. У этого фильтра есть лишь один параметр — Радиус. Чем выше его значение — тем сильнее размывается изображение.
n
Интересно действует на изображение фильтр Фильтр Размытие Среднее. Он заполняет изображение усредненным цветом этого изображения, не оставляя на нем никаких деталей. Если воспользоваться средством Редактирование Ослабить для этого фильтра — то результат, например, для фото, всю площадь которого занимают красные розы, будет выглядеть как фотография, тонированная в свой основной цвет. Аналогично этот фильтр действует для выделений.
n
Для того, чтобы быстро слегка размыть изображение, используйте фильтр Фильтр Размытие Размытие. Он не имеет параметров и сразу же воздействует на изображение. Для более сильного смягчения используйте Фильтр Размытие Размытие +. Уменьшая резкость, эти фильтры удаляют шумы и последствия сильного сжатия с изображения. Однако для коррекции таких искажений лучше пользоваться специальным средством, о котором мы говорили выше.
n
Фильтр Фильтр Размытие Размытие при малой глубине резкости. Это очень полезный фильтр, который имитирует эффекты, достигаемые с помощью настройки различных параметров объектива фотоаппарата. В частности, фильтр неплохо имитирует эффект изменения глубины резкости и фокусировки.
n
Наиболее ценная возможность этого фильтра — это применение при размытии изображений так называемой Карты глубины резкости. Эта карта, создаваемая до запуска фильтра, позволяет задавать области, которые будут размыты, и области, которые останутся резкими. Фактически, создавая такую карту, вы определяете объекты, на которых будет фокусироваться виртуальный фотоаппарат, который имитирует фильтр.
n
В качестве карты глубины резкости может выступать альфа-канал изображения.
n
Напомню, что для того, чтобы создать альфа-канал, выделите участок изображения, который вы хотите оставить резким, а потом перейдите в палитру Каналы и нажмите там кнопку сохранения выделения в канал. В результате вы получите новый альфа-канал (рис. 4.12.), который можно будет использовать для фильтра.
n
n
Рис. 4.12. Создание альфа-канала для маски глубины резкости
n
Альфа-канал, созданный таким образом, может содержать слишком жесткие, ломаные границы объекта, в результате применение фильтра может выглядеть неестественным. Для того, чтобы улучшить результат, можете слегка размыть альфа-канал, например, с помощью фильтра Размытие по Гауссу.
n
Теперь запускаем фильтр Размытие при малой глубине резкости. На рис. 4.13. вы можете видеть его окно.
n
n
Рис. 4.13. Размытие при малой глубине резкости
n
В его окне все уже настроено для того, чтобы выполнить размытие с нужными параметрами. Работая с обычными фильтрами размытия, которые действуют по всей площади изображения, масштаб картинки есть смысл устанавливать в 100% для адекватной оценки работы фильтра. В случае же с данным фильтром важен не уровень размытия какой-то отдельной части изображения, а соотношение объекта, который должен быть резким, и фона — более размытого по сравнению с объектом. Давайте рассмотрим параметры этого фильтра.
n
Группа параметров Просмотр позволяет включать (с помощью флага Просмотр) предварительный просмотр изображения и регулировать его качество. Качество зависит от параметров Быстрее и Точнее. Если вы обрабатываете достаточно большое изображение на не слишком мощном компьютере, установка более высокого качества предварительного просмотра может требовать до нескольких секунд пересчета при изменении какого-нибудь параметра фильтра — это слишком много, поэтому лучше всего установить параметр Быстрее.
n
Группа параметров Карта глубины содержит список Источник — он позволяет выбирать источник информации о глубине резкости. Как мы уже говорили, лучше всего создать для этих специальный альфа-канал из выделенного участка изображения, мы назвали его Маска — поэтому в данном поле просто выберем параметр Маска
n
Параметр Фокусное расстояние размытия имитирует фокусировку объектива на объекте. Если ползунок этого параметра расположен в крайней левой позиции (при этом флаг Инвертировать будет снят), то резким окажется фон, а объект будет размыт. В крайнем правом положении все будет наоборот — резкий объект и размытый фон. Если установить ползунок в центр — фон и объект будут размыты одинаково. При продвижении от центра влево резкость фона будет повышаться при неизменной резкости объекта, при продвижении вправо от центра — наоборот — объект будет становиться все резче при размытом фоне. Если установить флаг Инвертировать, как это сделано на рис. 4.13., то положение ползунка в крайней левой позиции приводит к размытию фона, продвижение вправо уменьшает резкость объекта и увеличивает резкость фона.
n
Группа параметров Диафрагма определяет параметры диафрагмы объектива, от которой зависит глубина резкости. Чем больше параметр Радиус — тем меньше глубина резкости — тем сильнее будет размыто то, на чем не фокусируется объектив. В нашем случае достаточно сильно размыт фон.
n
Другие параметры этой группы определяют технические характеристики диафрагмы — их изменения слегка изменяют изображение. Например, изменение формы диафрагмы приводит к размытию, характерному для диафрагмы такой формы.
n
Группа параметров Зеркальная подсветка позволяет задать пикселы изображения, отражающие свет аналогично тому, как это бывает при обычной фотосъемке — в частности, параметр Яркость определяет силу «подсветки», а Изогелия — пикселы, которые будут обработаны фильтром. Чем меньше параметр Изогелия — тем больше пикселей будут «отражать» свет. Как правило, слишком сильное воздействие параметров группы Зеркальная подсветка портит изображение, а небольшие позволяют сделать действие фильтра больше похожим на правду.
n
Группа Шум позволяет добавлять на изображение шум для имитации зернистости фотопленки. Параметра Количество определяет количество шума, флаг Монохромный делает шум одноцветным — если же она снята — шум получается цветным. Подгруппа Распределение устанавливает способ распространения шума по изображению.
n
Думаю, теперь вы без труда сможете применить этот фильтр к своим изображениям. Его можно применять для придания фотоснимкам большей выразительности, для управления пространством снимка.
n
Давайте рассмотрим пример обработки фотоснимка этим фильтром. У нас есть вполне обычный фотоснимок — ваза с розой, стоящая на подоконнике, на фоне жалюзи (рис. 4.14.).
n
n
Рис. 4.14. Изображение для коррекции
n
Снимок достаточно резкий — резко вышла и роза, и фон. Если слегка размыть фон — это улучшить фотографию. Для начала выделим объект, создадим альфа-канал. Учтите, что для результата работы решающее значение имеет точность выделения — поэтому вы можете, для начала, выделить все как можно точнее с использованием инструментов выделения. После этого, сохранив выделение в альфа-канал — можно отредактировать этот канал.
n
Поначалу может показаться, что все, что нам надо выделить для получения достаточно правдоподобного снимка — это ваза, цветок, и салфетка. Но если подумать — окажется, что подоконник, на котором стоит ваза, оказывается в сложном положении. Ведь он располагается и в той зоне, где мы будем снижать резкость (то есть часть подоконника уходит в глубину кадра), и там, где резкость понижаться не будет. Если проигнорировать «проблему подоконника» и размыть его так же, как и фон — выйдет неестественно. Если не понижать резкость подоконника — выйдет тоже непохоже на правду.
n
Правильней всего было бы оставить переднюю часть подоконника резкой, заднюю — размытой и сделать между ними плавный переход. Возможно, что лучше будет даже вот так: самую близкую к зрителю часть слегка размыть, в центре — там, где ваза, сделать зону резкости, а дальше снова увести все в нерезкость. Сделать это можно с помощью градиентов при редактировании альфа-канала. После того, как сформирован канал, который размывает все, кроме цветка и вазы, надо выделить ту часть канала, которая приходится на подоконник, исключить из выделения вазу и салфетку, а потом залить градиентной заливкой. На рис. 4.15. вы можете видеть этот этап работы над каналом.
n
n
Рис. 4.15. Обработка части альфа-канала градиентной заливкой
n
В итоге на маске передняя часть подоконника оказывается заполненной белым цветом, задняя — черным, а между ними есть цветовая растяжка от белого к черному — на этой растяжке фильтр будет применен с различной силой — чем светлее участок — тем слабее фильтр.
n
После всех этих манипуляций применим к изображению фильтр Фильтр Размытие Размытие при малой глубине резкости. Результат вы можете видеть на рис. 4.16.
n
n
Рис. 4.16. Результат обработки изображения
n
Думаю, теперь вы сможете применять этот фильтр на полную мощность. Посмотрим теперь на фильтры размытия, которые позволяют придать снимкам динамичности
n
Фильтр Фильтр Размытие Размытие в движении позволяет имитировать эффект движения фотокамеры или объекта во время съемки. Для таких фотографий характерно особое размытие — изображение смазано по направлению движения объекта или камеры. Причем, для того, чтобы применять фильтр для создания реалистичного эффекта движения надо учитывать то, как это происходит в реальности. Рассмотрим несколько вариантов смазывания фотоснимков в реальных условиях, а потом применим эти рассуждения при редактировании изображений фильтром Размытие в движении.
n
1. Если фотоаппарат движется при съемке неподвижных объектов (например, если вы снимаете из окна автомобиля с достаточно длинной выдержкой), смазанным оказывается весь кадр.
n
2. Если вы снимаете неподвижным аппаратом движущийся объект (опять же, при достаточно длинной выдержке) — фон выходит резким, а объект смазывается тем сильнее, чем быстрее он движется и чем длиннее выдержка.
n
3. Существует особый стиль фотосъемки движущихся объектов, когда вы как бы следите аппаратом за объектом, и нажимаете на кнопку спуска затвора, продолжая слежение. В результате удачного снимка, сделанного по такой методике, фон оказывается размытым, а объект — достаточно резким, порой практически без недостатков.
n
На рис. 4.17. вы можете видеть рабочее окно фильтра Размытие в движении. На этом снимке снят неподвижный автомобиль, а благодаря применению фильтра создается эффект съемки движущегося автомобиля движущейся камерой. Объект съемки получается резким, а остальные объекты в кадре размыты. При работе над выделением мы сначала выделили объект, а потом инвертировали выделение (Выделение Инверсия).
n
n
Рис. 4.17. Фильтр Размытие в движении
n
Параметр Угол определяет угол, под которым осуществляется смазывание изображения, а Смещение — насколько сильно оно будет смазано.
n
В частности, для достижения наибольшей правдоподобности угол нужно устанавливать в соответствии с предполагаемым направлением движения снятого объекта (например, на рис. 4.17. это видно очень хорошо — графическое представление угла выставлено в соответствии с направлением движения автомобиля).
n
А вот с параметром Смещение можно поэкспериментировать — он может принимать самые разные значения. Немаловажно при работе с этим фильтром — точно выделить те части изображения, которые должны быть размыты. Иногда не требуется влиять на резкость всего изображения — в таких случаях можно воспользоваться инструментом Размытие с панели инструментов. Поговорив об инструментах управления резкостью, переходим к ретуши.
n